| |
Caliber CA470Pro
На нашем испытательном стенде не просто очередной
автомобильный усилитель - это настоящее комбинированное устройство, скрывающееся
под маской усилителя. Судите сами: в этом аппарате есть не только ставшие
обязательными регуляторы входных уровней с коммутацией "моно/стерео" и уже
привычные всем перестраиваемые разделительные фильтры, но и subsonic-фильтры с
выбором частоты, изменяемая подстройка фазового сдвига и - сенсация! -
семиполосный эквалайзер. Вот такое богатство находится в одном корпусе с
четырехканальном усилителем...
Проверка качества звучания "Caliber CA 470 Pro" началась с прослушивания записей
интеллектуальнейшей из рок-команд, уже разменявшей четвертый десяток -
англо-американской группы Yes. Первая же песня из альбома "Open Your Eyes" - "New
State Of Mind" проявила незаурядную детальность и динамическую свободу усилителя
"Caliber". Особенно стоит отметить хорошую прорисовку инструментов второго
плана: рифовых гитар и подкладочных синтезаторов. Тональный баланс показался
абсолютно ровным. Пространственное впечатление хоть и не выглядело далеко
эшелонированным в глубину, но было достаточно объемным и воздушным. Во всяком
случае, вызвано это было скорее особенностью звучания автомобильной акустики,
чем динамическими свойствами тракта. Такая мысль становится более очевидной,
если учитывать очень хорошую очерченность и стабильное расположение инструментов
в музыкальном пространстве, что подчеркивает тем самым высокое качество
сегодняшнего конкурсанта.
В заглавном произведении диска необычно полновесно был воспро-изведен фирменный
тембр голоса Йона Андерсона (Jon Anderson). Очень часто его характерный высокий
вокал передается звукоусилительной аппаратурой немного упрощенно, как бы
бестелесно. Но в интерпретации "Caliber CA 470 Pro" он предстал в полной своей
красе: с немногочисленными, но все-таки присутствующими, низкими унтертонами, но
главное - со всей полнотой фразировок исполнения этого заслуженного артиста.
Хорошо, отлично от основного голоса прозвучали подпевки музыкального
руководителя коллектива - Криса Сквайра. Так же привлекает внимание правильное
соотношение и расположение в пространстве многочисленных инструментов и логичная
взаимосвязь частей произведений. Понравилось звучание акустической гитары во
вступлении следующего трека - "Universal Garden". Правда, ее активная часть
показалась мне немного сумбурной... Зато легко, светло и естественно была
воспроизведена проникновенная композиция - "No Way We Can Lose". А особенно
красиво прозвучали голосовые аккорды...
Следующая запись - не менее мощная и лиричная, но гораздо менее живая - одна из
поздних студийных работ культового британского ансамбля Pink Floyd. С бешенной
энергетикой, объемно и очень выпукло была представлена первая -
амбиентно-барабанная - часть композиции "One Slip". В ее основной части
необычайно рельефно прозвучали многочисленные гитарные подкладки. А вот слэп
бас-гитары в середине песни показался немного легковесным, несмотря на то что в
этом альбоме партии баса исполняет величайший и ужаснейший волшебник - его имя
известно любому настоящему любителю рока - Тони Левин.
Во втором вступлении величественного произведения "Yet Another Movie" хорошо
переданы высокие клавишные, которые нередко едва угадываются в музыкальном
контексте. Звуковая сцена показалась чрезвычайно масштабной, почти бескрайней.
Усилитель "Caliber CA 470 Pro" замечательно продемонстрировал и фирменное
многозвучие дальнего плана фонограммы, которым так славится почерк одной из
известнейших в мире рок-групп. Композиция "Round And Around" прозвучала очень
напряженно и эмоционально полновесно, чему немало способствовала проникновенная
гитара Дэвида Гилмора.
Красивая инструментальная пьеса "Terminal Frost" помимо традиционных
рок-инструментов изобилует и многочисленными саксофонами. "Caliber CA 470 Pro"
еще раз подчеркнул свою способность передавать без малейших признаков искажений
звукоизвлечение самых разнообразных инструментов: хорошо заметны партии и
тенора, и альт-саксофона, но особенно хочется выделить звучание сольной партии
сопрано-сакса. В этом альбоме также очень богата палитра перкуссионно-ударных,
электронных и акустических звуков. Все они безупречно расположены в пространстве
и безошибочно идентифицируются, благодаря полноценности своих тембров.
Справедливости ради, необходимо заметить, что в самых активных tutti ясность
воспроизведения становится заметно хуже. Многочисленные инструменты как-будто не
находят себе достаточно места на "сцене" и немного наплывают друг на друга, но
это, пожалуй, единственный заметный недостаток системы автомобильного аудио с
участием усилителя "Caliber CA 470 Pro". К тому же таких фрагментов на
прослушанных дисках было совсем немного.
Зато "Caliber" чрезвычайно натурально передал редчайшее звучание, которое
увековечено на этом альбоме Пинк Флойд. Речь идет о гитар-ном вступлении в
последнюю композицию - "Sorrow". В ней зафиксировано звучание электрической
гитары, усиленное системой озвучания многотысячного стадиона и воспроизведенного
сотнями громкоговорителями арены. Сложно утверждать, что в записи это очень
напоминает то, как громогласно пела гитара под открытым лос-анджелесским небом,
но подобный голос инструмента настолько индивидуален и не похож ни на какие
гитарные тембры Гилмора, что мож-но смело утверждать, что усилитель "Caliber CA
470 Pro" "прозрачен" в очень большой степени.
Несколько отличный от обычного рокового инструментария набор выразительных
средств демонстрирует первый альбом петербургской группы "Танки". Эту музыку уже
более двух лет назад записал мой коллега по работе в "АудиоМобиле" - Вадим
Сергеев, но опубликована она только теперь. Для нас этот материал ценен тем,
что, услышав нечто, мы можем поинтересоваться: что именно там записано на самом
деле, каким образом был получен тот или иной звук и правильно ли его
интерпретируют испытываемые образцы аппаратуры.
В песне "Целая вечность" усилитель "Caliber" продемонстрировал чистый и приятный
голос баяна, который немного задвинут вглубь музыкального пространства, но
благодаря хорошей передачи акустической обстановки усилителем, прорисован весьма
выпукло. Не слишком натурально в этом произведении прозвучали скрипки. Немного
грузным и раздутым показался также тембр баса. В.Сергеев утверждает, что это
следствие промежуточного микширования и чрезмерной обработки искусственной
реверберацией и хорусом. Возможно, что это так. А в песне с необычным названием
"В ожидании пасечника" мне показалось очень удачным соотношение звуков щеток по
пластику малого барабана и по хай-хету. Так же безупречно ровной предстала
партия бас-гитары, лишенной здесь лишней обработки, что несомненно подтверждает
ровность амплитудно-частотной характеристики усилителя "Caliber CA 470 Pro". А
во втором стоп-тайме хорошо прослушивается небольшой ударный шум, которым в
студии скорее всего сопровождалась смена барабанщиком щеток на палки...
Неожиданно хорошо прозвучали струнные инструменты в динамично разнообразной
композиции "Моя весна". Особенно хочется выделить натуральность pizzicato:
каждый звук сопровождается характерным эффектом сложения нескольких
инструментов, играющих не совсем вместе, что придает общей атмосфере приятную
окраску живого музицирования, часто безжалостно вычищенную с "фирменных"
коммерческих фонограмм. Все это воспроизведено системой с участием нашего
конкурсанта - усилителя "Caliber CA 470 Pro" и звучит настолько несхоже с
записями роковых монстров, что еще раз подчеркивает правдивость звукоусиления от
"Caliber". Натуральность передачи характера звукоизвлечения подтверждает и
голосовая перкуссия, которая является ритмической основой песни "Удача". В этом
произведении так же идеально сложились флажолеты акустической гитары,
размещенные в разных каналах записи.
Тест по контрасту. Для усиления этого эффекта используем очень динамичную и
тембрально агрессивную музыку с диска "Thrac". И эта работа выдающихся мировых
звезд подтвердила очень высокий уровень проектирования и сборки тестируемого
усилителя. В красивейшей композиции "Walking On Air" многочисленные ударные
безупречно сложились в логически завершенные и эмоционально полновесные фразы.
Разделение голосов показалось настолько ясным и открытым, что как никогда хорошо
прослушивались индивидуальные особенности каждого тембра, нюансы исполнения
каждой партии и все ингредиенты изысканных аранжировок. В песне "Dinosaur"
проявился не всегда заметный второй вокал в припевах, а гитарные подкладки
приобрели необходимую для основы действия тембральную густоту и индивидуальность
фразировок. Контрастность макродинамики усилителя подтверждена звучанием самых
забойных треков этого диска: несмотря на безудержное forte-fortissimo отлично
прослушиваются все ритмические линии обоих барабанщиков, сохраняются особенности
тембровой окраски многочисленных предметов их ударных установок и неискаженно
воспроизводятся различные манеры игры музыкантов.
Испытания уси лителя "Caliber CA 470 Pro" проходили в условиях, приближенных к
тем, с которыми имеют дело большинство автолюбителей: стенд имитирует салон
машины средних размеров. Все дополнительные подстройки и регуляторы усилителя
находились в неактивированном состоянии, хотя мы проверили и их
работоспособность, и эффективность. В наших условиях наилучший результат был
достигнут в режиме линейного усиления, но можно смело утверждать, что в условиях
реальной автомобильной инсталляции возможности тонкой подстройки звучания в
конкретном тракте никогда не бывают лишними. Тут может пригодиться многое: и
коммутатор, и разделительные фильтры, и эквалайзер... Если вы выберете для себя
"Caliber CA 470 Pro", все это у вас будет. Так может, стоит познакомиться с этим
усилителем поближе?
Выпускаемая под маркой "Caliber" серия "Competition Pro ", состоит из нескольких
вариантов двух, четырех, и шестиканальных усилителей, которые различаются лишь
выходной мощностью. Все особенности конструкции, схемотехника и пользовательские
удобства одинаково развиты в каждом. На примере четырехканального усилителя "CA
470 PRO" обозначим некоторые из них.
Блоки питания усилителей - полностью регулируемые, с широтно-импульсной
модуляцией и выходными каскадами на MOSFET-транзисторах. Каждая пара каналов
допускает подключение нагрузки методом "Tri-mode" (подключается пара
акустических систем и сабвуфер) и мостовое включение. Усилители имеют развитую
систему защиты от перегрева, недопустимо высокой выходной мощности, а также
короткого замыкания на выходе и стабильно работают при снижении нагрузки любого
из каналов вплоть до 2 Ом (4 Ом при мостовом включении). Дифференциальные
входные каскады (обратный сигнальный провод изолирован от общего провода и
корпуса) препятствуют проникновению синфазных помех. В усилителях есть линейный
выход на разъемах RCA для наращивания аудиосистемы. Кросовер для каждой пары
каналов переключается в режим ФВЧ или ФНЧ с пределами регулировки 50 - 250 Гц.
Рядом с переключателем выбора ти-па фильтра или линейного режима находится
индикатор перегрузки усилителя по входу (clipping). Входная чувствительность
имеет огромные пределы: 15(!) - 0,5 В. Это позволяет подключать го-ловные
устройства, не имеющие линейных выходов, непосредственно к их выходам мощности.
Хотя такое включение с точки зрения качества результата вызывает сомнения, если
вести речь о простейших головных устройствах, оно бывает необходимо, когда
используется штатное головное устройство современных автомобилей - там зачастую
уровень линейного сигнала очень высок: 10 вольт и больше - обычная величина. Она
вызвана борьбой с наводимыми помехами от многочисленного электрооборудования.
Видимо, именно это подвигло разработчиков расширить область чувствительности.
На усилителях, при необходимости фильтрации сигнала от инфранизких частот можно
использовать регулируемый (10-40Гц) subsonic-фильтр со спадом 12 дБ/окт.
Частотную характеристику можно корректировать своим, отдельным для каждого
канала 7-полосным графическим эквалайзером. Его регуляторы выполнены в виде
вращающихся потенциометров, а не ползунков. Усилители "Caliber" этой серии имеют
гнездо для подключения блока индикации (в комплект не входит), где отображаются
напряжение, температура и включение системы защиты. Один такой блок может
отслеживать работу четырех усилителей.
Самой интересной особенностью оказалась возможность раздельной плавной
регулировки фазы каждого канала в пределах 0-180 градусов! Видимо, создателям
пришлось немало потрудиться, организуя такой регулятор, охватывающий всю
частотную полосу. Но - результат перед вами.
Многочисленные регулировки в этом усилителе открывают возможность внесения в
звучание значительных изменений. Кроме этого, сам он имеет традиционный набор
функций и свойств. Попробуем разобраться в открывшихся возможностях и их
необходимости, с точки зрения пользователя.
Четырехканальный усилитель "CA 470 PRO" можно включить несколькими способами.
Самый распространенный из них, наверное, тот, когда два канала будут нагружены
на фронт, а два оставшихся - на сабвуфер (сабвуферы). Здесь будут кстати
кроссовер и инфранизкочастотный фильтр - с их помощью мы выделим частотную
полосу для сабвуфера (например 20 - 80 Гц).
Кроссовер второй пары каналов для фронтальных АС, в зависимости от их типа,
может быть задействован как ФВЧ (обычно с частотой 70 - 120 Гц) или же отключен.
В эквалайзерах, что применены в этом усилителе, редко используются все
регуляторы, обычно 2-3 на канал. Но при их помощи можно исправить неровность АЧХ,
вызванную свойствами салона.
Безусловно, самым интересным свойством усилителя является плавная регулировка
фазы каждого канала. В этом включении мы имеем возможность исправить
несимметричное расположение слушателя относительно фронтальных АС и вместе с
этим отрегулировать фа-зу излучения сабвуфера так, чтобы получить фронтальный
бас.
Можно применить и другой, более сложный способ включения, когда весь усилитель
будет задействован на фронтальную АС. Кроссоверы усилителя не позволяют
осуществить активную фильтрацию (нам необходимы пределы 2-5 кГц), но всегда
можно использовать пассивные кроссоверы, входящие в комплект АС. Плавная
регулировка фазы открывает новые перспективы: кроме исправления характеристик,
вызванных несимметричным расположением слушателя, появилась возможность
выровнять фазовую несогласованность ВЧ- и НЧ-излучателей, вызванную их
размещением в автомобиле, когда они разделены значительным пространством. В
случае подключения 3-х полосной АС, пару каналов можно задействовать на НЧ-звено,
а вторую пару на СЧ/ВЧ-звено. Актуальность использования эквалайзера, как и в
предыдущем включении, будет диктоваться салоном конкретного автомобиля.
Подключение "CA 470 PRO" по схеме "два канала - фронт и два кана-ла - тыл" вряд
ли потребует всех его возможностей. Зато любителям поиграть с регуляторами
откроет далекие горизонты для творчества. Представить то, что можно сделать,
имея на каждом канале фазовращатель , а особенно эквалайзер - непросто.
Необходимо заметить, что не всегда регулировки усилителя будут востребованы в
полной мере. Но с другой стороны, имея такой джентльменский набор, можно
преодолеть многие трудности при настройке системы. С чем придется столкнуться -
можно только предположить. Ведь учесть все заранее невозможно. Обладая очень
приличным звучанием, этот усилитель к тому же чрезвычайно гибок и податлив. Не
вынося в заключение это как главное достоинство, заметим, что иметь
дополнительные возможности очень неплохо. Запас лишним не будет.
Технические параметры усилителя Caliber
CA470Pro
Частотный диапазон (+0 / -1дБ) 20 Гц - 30 кГц
Суммарные гармонические искажения (ФНЧ 80 кГц) < 0.05%
Соотношение сигнал/шум (взвешивающий фильтр "А") > 95 дБ
Входной импеданс 20 кОм
Коэффициент демпфирования > 180
Долговременная выходная мощность (14,4 В; 4 Ом; 20 Гц - 30
кГц; THD
0,5%) 4 х
65 Вт 2 х130 Вт (1кГц)
Рекомендуемое сопротивление нагрузки 2 - 8 Ом
|
|
|
| |
|